Главная \ Налоговый контроль

Мероприятия налогового контроля

Мероприятия налогового контроля проводятся:

  • в ходе проведения налоговых проверок (выездных и камеральных);
  • при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля (мероприятия налогового контроля, связанные с налоговыми проверками).

Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, могут проводиться вне рамок налоговых проверок.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Данный перечень мероприятий является закрытым.

Сотрудники органов внутренних дел участвуют при проведении мероприятий налогового контроля лишь при проведении налоговыми органами выездных налоговых проверок, и лишь по запросу налогового органа.

Следует учесть, что далеко не всегда мероприятия налогового контроля проводятся в полном соответствии с требованиями законодательства. Именно поэтому необходимо знать хотя бы основные нюансы их осуществления.

Мероприятия налогового контроля:

1. Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ).

Инвентаризация проводится исключительно в рамках осуществления выездной налоговой проверки с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки.

Инвентаризация имущества налогоплательщика включает в себя инвентаризацию основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов.

Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель государственной налоговой инспекции (его заместитель).

2. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст. 91 НК РФ).

Доступ на территорию или в помещение проверяемого лица должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется:

  1. при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица
  2. при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку, утвержденного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, если:
  • представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или завышении суммы налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

3. Осмотр (ст. 92 НК РФ).

Осмотр проводится в случаях и по основаниям, предусмотренным для доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки.

При проведении проверки налоговые органы не могут проводить осмотр территории и помещения, которые принадлежат контрагентам проверяемого налогоплательщика (Апелляционное определение Верховного суда РФ от 27.08.19 № АПЛ19-333).

Осмотр документов и предметов, не относящихся к предмету налоговой проверки возможен лишь в двух случаях:

  1. документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;
  2. если владелец этих предметов дал согласие на проведение их осмотра.

4. Истребование документов (информации) при проведении налоговой проверки (ст. 93 НК РФ).       

На основании пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ и п. 1 ст. 93 НК РФ налоговые органы имеют право запрашивать у налогоплательщика необходимые для проверки документы (информацию).

Вместе с тем, налоговые органы вправе запрашивать не любую информацию, а только ту, право на получение которой предоставлено налоговым органам законом.

В частности, в силу положений подпункта 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам лишь документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, и лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Кроме того, в Письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ указано, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента следующие документы:

  • служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов;
  • подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пени.

Таким образом, налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.

Кроме того, суды неоднократно подчеркивали, что документы, единственной целью которых является систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, не могут быть истребованы. К таким документам были отнесены карточки бухгалтерских счетов, регистры бухгалтерского учета, выписки из книги покупок и книги продаж и т. п.

Также, последним абзацем пункта 9 статьи 89 НК РФ предусмотрено, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки

Приостановление действий налогового органа по истребованию документов означает, что налогоплательщику не только нельзя выставить новое требование о представлении документов, но и нельзя понудить его исполнять ранее выставленное требование (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А49-2158/2012).

Вне рамок проведения налоговой проверки (ст. 93.1 НК РФ), налоговый орган имеет право истребовать документы (информацию) лишь о конкретных сделках, указав в требовании о предоставлении документов сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Если в требовании о представлении информации вне рамок мероприятий налогового контроля не указана конкретная сделка, в отношении которой запрашиваются документы, такое требование незаконно.

Важно помнить, что даже на незаконные требования налогового органа целесообразно дать ответ, даже если этот ответ будет содержать лишь обоснованный отказ в предоставлении налоговому органу истребуемых документов (информации).

5. Выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

Выемка документов и предметов может быть произведена только при осуществлении выездной налоговой проверки на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, утвержденного руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.

Основанием выемки является наличие у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (п. 14 ст. 89 НК РФ).

При проведении камеральной проверки выемка может быть произведена лицом, осуществляющим налоговую проверку, исключительно в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки.

Наиболее частое нарушение при проведении выемки – это принудительная выемка. Принудительная выемка проводится лишь в случае отказа лица, у которого производится выемка, добровольно выдать требуемые предметы и документы.

Вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе исключительно после отказа лица, у которого производится выемка, добровольно выдать требуемые предметы и документы.

6. Допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ).

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

При допросе свидетеля вправе участвовать адвокат. Это гарантируется ст. 48 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. При этом, вопреки субъективному мнению ФНС РФ, использование гражданином своего права вовсе не является признаком номинальности генерального директора.

Перед визитом для допроса в налоговый орган в обязательном порядке следует ознакомиться с приложениями 1 и 2 к Письму ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)", в которых указан перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у руководителя и сотрудников.

Копия протокола допроса свидетеля после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Это означает, что отсутствие в протоколе подписи свидетеля, указывающей на получение копии протокола или отказ от ее получения, указывает на допущенные сотрудником налогового органа нарушения.

Согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ, на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

По смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников.

Однако, указанное правило будет действовать только в том случае, если выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика.

7. Экспертиза (ст. 95 НК РФ) и привлечение специалиста (ст. 96 НК РФ).

Здесь крайне важно понимать разницу!

Порядок проведения экспертизы (статья 95), которая назначается в случае, если для возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле, предусматривает дополнительные гарантии соблюдения прав и законных интересов налогоплательщика (в частности, право заявлять отвод эксперту и знакомиться с заключением эксперта).

Специалист в отличие от эксперта привлекается налоговым органом преимущественно для оказания технической помощи в проведении конкретных действий, которая не предполагает совершение им самостоятельных процессуальных действий при непосредственном участии в проводимых налоговым органом налоговых проверках (статья 96) (Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 3115-О).

Говоря простым языком, заключение специалиста не может являться подтверждением какого-либо нарушения со стороны налогоплательщика.

 

Выше указаны основные, но не все тонкости и нюансы мероприятий налогового контроля. При этом, камеральные и выездные проверки имеют еще больше «подводных камней», а итогом этих проверок могут стать как громадные доначисления, так и привлечение к уголовной ответственности бенефициара, генерального директора, главного бухгалтера.

Налоговый адвокат поможет предотвратить наступление неблагоприятных последствий, минимизировать потери и достичь максимально выгодного для Вас результата.

Ждем Вас с 9:00 до 20:00
Россия, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 20с5, оф. 3
Появились вопросы?
Мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время